Студент должен уметь:
- проводить измерения с помощью рН-метра;
- рассчитывать концентрацию водородных ионов и определять величину буферной ёмкости буферных растворов;
- рассчитывать объёмы сопряжённых кислоты и основания, необходимые для приготовления буферных растворов с заданными значениями рН.
Студент должен приобрести или закрепить навыки:
- работы с рН-метром;
- приготовления и отмеривания растворов;
- титрования;
- табулирования величин, построения и анализа графиков.
Цель работы: измерение водородного показателя (рН) растворов при помощи потенциометрического и колориметрического методов.
Целевые задачи: приготовление буферных растворов с заданными значениями рН, освоение методики работы на рН–метре, сравнение достоинств и недостатков колориметрического и потенциометрического методов определения рН растворов.
Оснащение рабочего места
рН-метр
Эталонные буферные растворы
Стаканы на 50 мл
Бюретки
Реактивы для приготовления буферных растворов
Универсальная индикаторная бумага
Проведение опыта
- Проверить оснащение рабочего места.
- Включить рН—метр и дать ему прогреться не менее 20 минут.
3. Приготовить серию буферных растворов с различными значениями рН (по указанию преподавателя).
3.1 Получить задание у преподавателя
3.2 Приготовим серию растворов по значениям, указанных в задании.
4. С помощью универсальной индикаторной бумаги ориентировочно определить рН каждого буферного раствора.
Результаты занести в таблицу.
Компоненты | Номера буферных растворов | Контрольный | ||||
буферных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | раствор |
растворов | Объёмы (мл) растворов компонентов, взятых для приготовления буферных смесей | N | ||||
1. | — | |||||
2. | — | |||||
3. | — | |||||
рН, найденныйколориметрически | ||||||
рН, найденныйпотенцио-метрически | ||||||
аН+, моль/л |
- Проверить правильность работы рН-метра, измерив рН эталонных буферных растворов.
ВНИМАНИЕ! Корректировку показаний прибора проводить только под руководством преподавателя.
- Измерить рН приготовленных буферных растворов
Так необходимо измерить все 5 растворов. После каждого измерения не забываем «промывать» электроды
7.Измерить рН контрольного раствора.
8. Полученные данные показать преподавателю и занести в таблицу.
9. Выключить прибор. Опустить стеклянный электрод и наконечник электролитического мостика (или хлоридсеребряный электрод при другой конструкции прибора) в стакан с дистиллированной водой.
10. Рассчитать активности водородных ионов во всех растворах и результаты занести в таблицу.
11. Привести в порядок рабочее место и сдать его дежурному.
12.Сформулировать выводы.