Занятия 1-2. Определение теплоты растворения соли

Цель занятия: Определение интегральной теплоты растворения и теплоты гидратации соли.

Целевые задачи: Овладение калориметрическим методом, графическое определение изменения температуры в ходе опыта, расчет термохимических характеристик процесса, выяснение прикладных возможностей калориметрии.

Домашнее задание для занятия 1

Занятие 1 — Теплота растворения

Домашнее задание для занятия 2

Занятие 2 — Теплота растворения

Оснащение рабочего места

1. УЛК «ХИМИЯ»

2. Персональный компьютер

3. Калориметрический сосуд

4. Бюретка на 25 мл

5. Химический стакан

6. Магнитная мешалка

7. Навеска соли

8. Секундомер

9. Воронка

10. Кристаллизатор

(Фото 1)

Фото 1. Оснащение рабочего места

Проведение опыта

1. Собрать калориметрическую установку.

Фото 2. Вставить калориметрический сосуд в термоизолятор с 25 мл дистиллированной воды и с положенной в него магнитной мешалкой

Фото 3. Калориметрический сосуд в термостат

Фото 4. Накрыть термостат крышкой

Фото 5. Вставить термодатчик в первый разъем

Фото 6. Закрыть крышку пробкой

2. Стакан с 5 мл воды установить в непосредственной близости от калориметра, чтобы её температура не отличалась от температуры воды в калориметрическом сосуде

Фото 7. Стакан с 5 мл дистиллированной воды

3 . Через 10 минут после включения начать отсчет температуры по термометру и вести его в течение 5 минут с интервалом 30 секунд (предварительный период).

Фото 8. Измеряем время 10 минут

4. Начинаем работу с компьютером (Фото 9-11)

Фото 9. Включить на компьютере программу УЛК «ХИМИЯ»

Фото 10. В появившемся окне нажать «Вход»

Фото 11. В появившемся окне нажимаем «Измерение»

5. Ждать в течении 5 минут, затем внести в калориметрический сосуд точную навеску хлорида калия (кристаллики соли, приставшие к воронке и к стенкам сосуда, смыть 5 мл воды из стакана);

Фото 12. Навеска хлорида калия

Фото 13. Открываем навеску с хлоридом калия

Фото 14. Вытаскиваем пробку из крышки термостата

Фото 15. Вставляем воронку в отверстие на крышке термостата

Фото 16. Насыпаем навеску хлорида калия в воронку

Фото 17. Смыть с воронки остатки навески хлорида калия 5 мл дистиллированной воды

Фото 18. Закрыть крышку пробкой

Фото 19. На графике наблюдается резкое падение температуры на несколько градусов после добавления навески хлорида калия

6. После окончания времени измерений в программе заходим в «результат»

Фото 20. Нажимаем на «результат»

Фото 21. Добавить таблицу

Фото 22. В появившемся окне нажимаем «Принять»

Фото 23. График с результатами измерения температуры. Результаты с правого столбца переносим в тетрадь.

7. Разбираем нашу установку на аппарате УЛК «ХИМИЯ» и моем приборы. Готовим их к следующей работе.

Фото 24. Моем калориметрический сосуд и магнитный стержень

Фото 25. Моем воронку и термодатчик

8. Провести эксперимент для определения теплового значения калориметра на соль KBr. Снова собираем калориметрическую установку (фото 26).

Фото 26. Калориметрическая установка.

9. Набираем в стакан 25 мл дистиллированной воды. (Фото 27)

Фото 27. Наливаем в стакан 25 мл дистиллированной воды.

10. Набираем в другой стакан 5 мл дистиллированной воды. И ставим его рядом с калориметрической установкой (фото 28)

Фото 28. Стакан с 5 мл дистиллированной воды.

11. Работа с компьютером. (Фото 29 -32)

Фото 29. Нажимаем на «Управление»

Фото 30. Переводим с «1-го эксперимента» на «Текущее состояние»

Фото 31. Переход в «Текущее состояние»

Фото 32. Нажимаем на «Измерить».

12. Ожидаем 5 минут, (Фото 33) затем добавляем навеску KBr. (Фото 34-37)

Фото 33. График после ожидания

Фото 34. Навеска с KBr.

Фото 35. Высыпаем навеску через воронку.

Фото 36. Смываем остатки навески KBr с воронки 5 мл дистиллированной воды.

Фото 37. Закрываем крышку пробкой.

13. После окончания времени измерений в программе заходим во вкладку «результат» (Фото 38)

Фото 38. Нажимаем «Результат»

14. Работа с компьютером. (Фото 39-41).

Фото 39. Добавляем график.

Фото 40. Нажимаем «Принять»

Фото 41. График с результатами измерения температуры. Результаты с правого столбца переносим в тетрадь.

15. Моем лабораторную посуду, убираем рабочее место, сдаем его дежурному. (Фото 42)

Фото 42. Чистое рабочее место.

Спасибо за внимание!

Лабораторную работу выполнили студенты

1 курса 130 группы

Слынько Марк

Говорунов Егор

Дегтярева Валерия

 

г. Пятигорск 2013 год.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *